nina_kink (nina_kink) wrote,
nina_kink
nina_kink

Categories:

What Happened, Miss Simone?

В минувшее воскресенье была годовщина смерти Нины Симон. Накануне вечером мы посмотрели документальный фильм про нее, What Happened, Miss Simone? Наше решение посмотреть фильм было случайным: по «графику» мы должны были смотреть фильм «про музыкантов», и это был единственный фильм, за который нам не нужно было дополнительно платить.

Фильм этот встряхнул меня в интересных моментах, и я записала основные из них.
Песни Нины Симон--и простые джазовые, и популярные, и политические--были саундтреком к самым интенсивным годам моей жизни (начало-середина моих двадцатых). Это было время, когда я любила навзрыд, запрещала себе писать навзрыд, жила навзрыд. Сейчас интенсивность этих песен вызывает во мне глухую боль--напоминание о Боли, которую я наносила сама себе. Я не хочу об этом вспоминать (как говорил великий поэт Боб Дилан, but when we meet again/ introduced as friends/ please don’t let on that you knew me when / I was hungry and it was your world*). И этот документальный фильм приоткрыл причины этой интенсивности, этой болезненности, все-или-ничего-нности.

То, что осталось после фильма:

- Эпиграф и название.

Фильм начинается с вопроса Майи Энджелоу, который она задала Нине Симон в интервью: Что-то вроде: вы были голосом целого движения, целого поколения… Что случилось, Мисс Симон?

Я читала несколько статей о ней и даже целую книгу—и я знакома с основными фактами ее жизни: как она хотела быть классической пианисткой; не получилось. Играла в ночных клубах, случайно начала петь. Быстро стала знаменитой. Не самый удачный брак (домашнее насилие). Политическая активность—движение за гражданские права. А потом… какое-то провисание в карьере—и какое-то странное возвращение, и она уже другая, так что между «ранней Ниной Симон» и «поздней Ниной Симон»--пропасть, упасть и пропасть.
Так что название этого фильма—и сам вопрос Мисс Майи—помогли сформулировать и мне мой вопрос: Так что же случилось?

- Первые кадры.

Удивительно сильный момент: Первые кадры в самом начале фильма, сначала без контекста. А потом к этим же сильнейшим кадрам возвращаются во второй половине фильма, уже в контексте. Потрясающий эффект, нужно запомнить.

Нина Симон выходит на сцену. Ей, наверное, около сорока лет—но она выглядит как та Мисс Симон, которую помнит движение за независимость. Внешне. Но внутренне… Нина Симон двигается по сцене, идет к роялю. Как большой, сильный—но сломленный зверь. Сила никуда не делась: она в каждом движении, в каждом жесте, в каждом выражении лица. Но в то же время: ты наблюдаешь человека, в котором что-то хрустнуло, а он еще не понимает, что случилось. Она села за рояль и схватилась за него, с отчаянием потерпевшего кораблекрушения. Потом, когда она отыгрывает—пока она поет, она все та же Нина, отчаянная, отрешенная—она снова меняется. Ее поклон—curtsy, полуприсед—в который она падает-приседает после исполнения… Я до сих пор думаю об этом кадре… Как будто бы марионеточник расслабил руку, и марионетка обвисла на своих ниточках….

- Начало карьеры Нины Симон—как люди из городка и окрестностей собирали деньги на то, чтобы она продолжала учиться играть на рояле.

Меня всегда удивлял этот порыв, что люди начали учить девочку, собирать на это деньги. Какой должен быть большой талант, чтобы обычные люди начали это делать. Или это были какие-то другие люди? Я не очень представляю себе, чтобы там, где росла я, кому- то бы в голову пришло это делать. Было бы интересно узнать о других похожих историях.

- Расизм. Разговор о расизме.

Я никогда не понимала в Нине вот этого: ее глубокой обиды на то, что ее не взяли в школу…
Потому что: как ты можешь знать, может, кто-то был талантливей тебя? Но сейчас, когда я смотрела этот фильм, я видела: ну не можешь ты—если ты хоть что-то понимаешь в таланте, пройти мимо такого таланта…

Но потом ты смотришь на кадры, когда она на сцене. И тебе не нужно любить или не любить эту музыку, чтобы видеть: перед тобой стоит Очень Большой Талант. В ее интенсивности, в ее присутствии, в ее владении сценой—все это просвечивается.

- И связанно с разговором о расизме—разговор о художнике и политическом активизме.
Мне нужно было какое-то время пожить здесь, чтобы понять значение песен Strange Fruit, Four Women, Mississippi Goddamn… это такие красивые песни, ты не можешь не быть растревоженным даже если не понимаешь, о чем они—ты слышишь в них страх, ненависть, обиду, нежелание подчиняться…. И эти песни—прекрасный пример того, что политическое искусство может быть Искусством, если для художника то, о чем он говорит, правда.

- Болезнь.
И вот этот ответ на вопрос «Что случилось?» Диагноз биполярное расстройство был поставлен очень поздно—и благодаря таблеткам она смогла вернуться на сцену. Поздняя Нина Симон стоила таблеток: в каком бы расплывчатом состоянии она ни была, она—великая Нина Симон.
Ценные моменты—если вас интересует тема биполярное расстройство: интервью с ее дочерью—которая приняла на себя темную сторону Нины.

* Кстати, это песню в оригинале я смогла полюбить только потом (Боб Дилан это как здесь говорят, acquired taste, «нужно привыкнуть»)—а впервые я услышала ее именно в исполнении Нины Симон. Нина из каждой песни делала свою, и именно с этой песней в начале двадцатых, я начала впервые думать, а что же это значит «just like a woman».


Я записала это (сейчас 26 апреля 2019 года, пять часов шестнацдать минут вечера), и увидела, что нужно делать с этим моим саундреком. Правильно, написать с ним рассказ. Не дословный (несмотря на то, что я здесь строчу в жж, я в первую очередь считаю себя fiction writer)—а про то, что на самом деле происходило и что можно видеть только на расстоянии. Как не хочется туда идти. В фильме про творческий мозг, который мы вчера посмотрели и про который нужно тоже наверное записать, Ник Кейв говорит про раздвигание границ—хороший знак, что ты пишешь из правильного места—это чувство стыда, это боль и неприятные чувства. Неудивительно, что я не хочу об этом писать.И  трейлер (фильм смотрели на Нетфликсе):
Tags: music, netflix, nina simone, нина симон
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments