?

Log in

No account? Create an account
Любящее присутствие - Nina Kink
Из жизни и её окрестностей

nina_kink
Date: 2017-05-28 12:39
Subject: Любящее присутствие
Security: Public
loving presence, ирвин ялом, книги, мысли
Вот эта цитата в книге Ирвина Ялома Love’s Executioner (по-русски «Лечение от любви») меня потрясла настолько, что я целую неделю не могу перестать о ней думать:

Когда я впервые начал работать терапевтом, то наивно верил, что прошлое фиксировано и познаваемо, что если я буду достаточно проницателен, то смогу обнаружить, каков был первый неверный поворот, тог фатальный след, который завел жизнь куда-то не туда, и что я мог бы действовать в соответствии с этим открытием, чтобы привести все в порядок. (...)

Но за многие годы я понял, что задача терапевта – не втягивать пациента в совместные археологические раскопки. Если кому-то из пациентов это и помогает, то не из-за поиска пресловутого ложного шага (жизнь идет насмарку не из-за ложного шага – она идет вкривь и вкось из-за того, что главный шаг был неверным). Нет, терапевт помогает пациенту не тем, что проникает в прошлое, а своим любящим присутствием рядом с пациентом, своей заинтересованностью, доверием и верой в то, что их совместная деятельность в конце концов принесет облегчение и исцеление. Драма возрастной регрессии и проигрывание сцены инцеста (или, в другом случае, любое катартическое или интеллектуальное предприятие) может быть целительным лишь потому, что позволяет терапевту и пациенту вместе заниматься каким-то интересным делом, в то время как реальная терапевтическая сила – их отношения – укрепляется и созревает.


Это «любящее присутствие» меня так тряхнуло. Для любящего присутствия не нужна терапия--и если посмотреть на эту цитату грубо, то «любящее присутствие» за деньги даже странно… Проблема в том, что чаще чем нет люди присутствуют в нашей жизни на основании какого-то обмена. Даже любовные отношения, в которых якобы нас любят—и мы любим—такими как мы есть, включают обмен…

Когда я оглянулась на уже прожитый кусок жизни в поисках любящего присутствия, я увидела—бабушку Надю и дедушку Костю (всегда мои маяки любви и тепла), папу, двух тетушек, нескольких учителей. Друзей—но гораздо позже (я не очень друг, учусь быть лучшим другом, а в детстве и юности, как мне кажется, дружба это больше про «проводить время определенным образом», чем про собственно дружбу—отношения с другим человеком). Сестру—уже не в детстве, позже. Конечно же Ви—последние десять лет, когда мы живем в Калифорнии под одной крышей, и его терпеливое присутствие в моей жизни, несмотря на то, какой я трудный в сожительстве человек—это мое лекарство (хотя конечно в романтических и партнерских отношениях—а может и вообще любых отношениях—не всегда понятно, кто пациент, кто терапевт). Я как-то здесь писала, что в книжке про самоубийства качество партнерских отношений служило автору одним из трех определяющих факторов, на основании которых он предсказывал, насколько вероятно, что человек выберет в итоге суицид. Я не побоюсь сказать, что присутствие в моей жизни такого партнера как Ви несомненно сыграло свою роль в том, что я все еще жива.

Я думаю и думаю про это «любящее присутствие», переворачивая его в другую сторону: в чьей жизни «любяще присутствую» я?

То, что отношения нужно культивировать—то есть осознанно к ним подходить, развивать их, осознанно в отношениях присутствовать—казалось мне чуждой, чуть ли не американской, идеей (возможно, это связано с тем, что я вышла с пост-советского пространства—мне кажется, это связано с нашим «cultural background”, но я не стану этого утверждать). Любые отношения даются мне сложно: я испытываю затыки (чаще тревожно-цикличные «что про меня думают», «я уже все завалила, не сдержала обещания, не ответила на письмо вовремя»)—через которые мне очень трудно проходить.

Но если пойти еще глубже, просто внимательное отношение к другому человеку, который прямо сейчас перед тобой, может стать вот этим «любящим присутствием». Всего лишь: «ты, который сейчас передо мной--самый важный человек в моей жизни, поэтому я отдаю тебе полное внимание»--и это, если присмотреться, недалеко от правды. «Жизнь»--это то, что ты живешь сейчас, и человек, который перед тобой сейчас—это твоя жизнь. А внимание--единственное, по сути, что у тебя сейчас есть—это и есть любовь. Давать полное внимание, таким образом, это собственно и есть «любящее присутствие». 
Post A Comment | 9 Comments | Share | Link






Джу
User: 3eta
Date: 2017-05-29 02:16 (UTC)
Subject: (no subject)
Очень интересно, спасибо!
Reply | Thread | Link



nina_kink
User: nina_kink
Date: 2017-05-29 18:55 (UTC)
Subject: (no subject)
Спасибо тоже за спасибо :)))
Reply | Parent | Thread | Link



Джу
User: 3eta
Date: 2017-05-29 19:15 (UTC)
Subject: (no subject)
Я прям задумалась, что может те, кто говорят "ой, не нужны психологи, если у тебя есть друзья!" не так уж неправы. Но потом подумала, что может Ирвин говорит только об одном направлении психотерапии, а их много. Скажем, я знаю одного юзера которая ходила к психотерапевту, всю сессию которого говорит только пациент, а терапевт молчит. Когда я удивилась, зачем это нужно, она сказала, что лично ей отлично подходило. Потому что разобраться в себе она и сама может, а ей нужно лишь чтобы в процессе разбора кто-то проследил, чтобы она в окошко не вышла. И были терапевты которые умели очень хорошо подметить что-то со стороны и задать правильный вопрос. Отвечаешь на него сама, получаешь инсайт, но не факт что "не натасканный" на такое друг, был бы способен копнуть куда надо.
Мне очень понравился в свое время сериал In Treatment как раз тем, что показал как важно иногда терапевту, и правда, помолчать, а работу делает сам пациент. Подумав, покопавшись в себе. И со смехом вспомнила как мне помогла буквально одна сессия у терапевта, которая просто на все поднимаемые мной тревоги/проблемы, заверяла меня что "это нормально". Вроде и сама понимаешь, что это кто угодно тебе сказать мог, включая саму себя, а все равно от "профессионала" эффект лечебный)))
Reply | Parent | Thread | Link



Вук Дарья
User: impugner
Date: 2017-05-29 06:36 (UTC)
Subject: (no subject)
Согласна с этим, играет и правда большую роль. Насчет платного "любящего присутствия", только недавно читала про это в ошибках психологов, что некоторые психологи не могут сдержать своего раздражения во время работы с клиентом. Но некоторые искренне заинтересованы в психологическом здоровье клиента, потому что для них твоя победа - это и профессиональная победа психолога.
Насчет прошлого немного слишком, прошлое важно, но только то, которое влияет на настоящее. То есть обратный процесс мне видится, от проблем настоящего к их источникам в прошлом. И самое главное, чему может научить психолог, - это любить себя самому, мне кажется.
Reply | Thread | Link



nina_kink
User: nina_kink
Date: 2017-05-29 19:02 (UTC)
Subject: (no subject)
Да, я согласна про любовь к себе самому--для многих людей эта идея настолько чужда, что только у психолога ее слышат. У меня зреет мысль про любовь к себе--я и книжку только про это сейчас читаю.

Насчет прошлого: Я тоже думаю, что пересмотр прошлого--и переписывание неверного (т.е. диструктивного) нарратива (то, что говорим мы себе на основании прошлых событий--именно этим мы себе часто портим жизнь)--важно. Для меня, по крайней мере, стало возможным двинуться вперед, только после того, как я себе свою историю пересказала. Но я знаю, что иногда есть опасность зависнуть на негативе прошлого, на жалости к себе, на чувстве, что "все пропало" просто из-за каких-то призраков прошлого.
Reply | Parent | Thread | Link



Вук Дарья
User: impugner
Date: 2017-05-31 05:42 (UTC)
Subject: (no subject)
Вот все говорят про опасность застрять. Действительно, без профессионала я бы вряд ли справилась. Но и заткнуть просто так свои дыры тоже не смогла бы, как делают многие, чтобы не ныть. Точнее был так период, только меня потом накрыло, а потом ещё раз накрыло. Жить вот так от психического взрыва до взрыва тоже тяжело. Тут только ищущий найдет, мне кажется. Хотя знаю одного человека, который ноет для того, чтобы всех победить тем, насколько у него было всё хуже, чем у остальных. И то не уверенна, что он не ищет таким странным способом помощи.
Reply | Parent | Thread | Link



pavel_gubarev
User: pavel_gubarev
Date: 2017-05-29 14:09 (UTC)
Subject: (no subject)
Читал эту книжку у Ялома. Они все производят мощное впечатление. При этом -- сколько терапевтов, столько мнений.
Reply | Thread | Link



nina_kink
User: nina_kink
Date: 2017-05-29 19:05 (UTC)
Subject: (no subject)
Да, согласна, что сколько терапевто, сколько мнений :) В такой индивидуально-направленной профессии так, наверное и должно так быть.

И да, Яломовские книги очень сильные, у меня инсайт за инсайтом от этой:)
Reply | Parent | Thread | Link



boablanc
User: boablanc
Date: 2017-06-14 06:24 (UTC)
Subject: (no subject)
Это не совсем то, про что цитата, но мне кажется уместным здесь это сказать: ты для меня — спокойствие и уверенность, что у меня получится. Когда я пишу, я все время думаю о тебе.
А в начале каждого месяца жду твоих заметок))
Reply | Thread | Link



browse
my journal
August 2017