?

Log in

No account? Create an account
Про талант - Nina Kink
Из жизни и её окрестностей

nina_kink
Date: 2016-08-13 12:10
Subject: Про талант
Security: Public
creativity, mihaly csikszentmihalyi, михай чиксентмихайи, талант
В продолжение моих мыслей про вдохновение--про талант.

В детстве я очень любила рисовать. Когда мне было лет десять и я ходила в деревенскую школу, у меня был одноклассник, который был ужасно противным человеком («пайшлі дзевак піздіць»--это его высказывание)—и при этом рисовал гораздо лучше меня. Я помню, как я смотрела на его рисунок войнушки, с бегущими солдатами и танками, такими живыми, испытывала зависть… и осознание, что у меня «нет таланта».

Моя племянница тоже очень любит рисовать. Но в художественную школу идти отказалась еще несколько лет назад, потому что для этого «нужен талант», а она даже не может линию прямую нарисовать без линейки. Я как могу подсовываю ей книги, которые помогают ей рисовать то, что ей нравится. И я очень рада, что она просто пишет красивыми шрифтами цитаты, которые ей нравятся, и зарисовывает пространство зентанглом.

Разговоры о таланте так же опасны для творчества, как и разговоры о вдохновении. Да, у каждого из нас есть свой предел. Но проблема в том, что разговор о таланте часто убивает возможность узнать свой предел, и человек остается с занозой в сердце «вот если бы у меня был талант, а так…»

Что же такое «талант»?

Для меня это, во-первых, неостановимое любопытство к какой-то области. Настолько сильное любопытство, что тебе хочется много этой областью заниматься. Настолько сильное, что ты в этой области сможешь создать для себя поток, чтобы изучить эту область достаточным образом, чтобы стать в ней мастером своего собственного уровня. Тебе должно нравится этим заниматься настолько, чтобы проскочить неприятные переживания, связанные с твоим недомастерством. Тебе должно быть любопытно настолько, что ты будешь делать это изо дня в день и тебе не будет с этим скучно.

Если у тебя есть поддержка, если у тебя есть кто-то, кто проведет тебя до уровня твоего мастерства—или если кто-то тебя будет подначивать туда идти—good for you (потому что в любой области возникают ситуации, когда очень трудно, если не невозможно, идти куда-то самому). Гены тоже хорошо—какие-то вещи ты можешь проскочить быстрее других, более естественно. Но гены настолько не главное, что я даже не хочу об этом говорить. Тот мальчик, рисунок которого заставил меня бросить рисование для удовольствия в 10 лет—он даже близко не стал художником. Возможно, если бы был взрослый, который сказал бы ему: тебе надо учиться и создал бы ему возможность учиться рисованию, это было бы по-другому. Но в нашей деревне не было ни заинтересованных взрослых, ни художественной школы, поэтому его генетическая способность так и осталась там же, где и была.

То есть первая часть «таланта»—это способность и возможность дойти в какой-то области до уровня мастерства.
Вторая часть—критическая. Чиксентмихайи пишет о «поле». О том, что недостаточно стать мастером в своей области, нужно еще знать, как ты можешь применить это мастерство, чтобы быть признанным в своем поле. И эта часть невозможна без соизмерения того, что ты делаешь, с тем, что нужно полю. И это соизмерение, оно требует внутренней работы со своим эго. Чиксентмихайи пишет, что успешные творческие люди обладают способностью (или развитым навыком?) отличать хорошие идеи от плохих. Нужно каким-то образом учиться работать с обратной связью на постоянной основе. Именно этим я сейчас и занимаюсь, рассылая свои рассказы в литературные журналы (и получая отказы;): я пытаюсь узнать, где я сейчас нахожусь, на какой стадии развития, к какому именно полю (в более узком смысле, в моем случае, к жанру) наиболее применимо то, что я делаю.

Поэтому я очень недоверчиво отношусь к тому, что мы обычно подразумеваем под «талантом». At the end of the day, талант для меня—это любопытство, смешанное с упорством, с вниманием, с фокусом, с умением конструктивно сравнивать себя с другими (не «я хуже всех, у меня нет таланта, все пропало», а «ага, оказывается вот где я, как бы мне подтянуться?»)
Post A Comment | 5 Comments | Share | Link






Вук Дарья
User: impugner
Date: 2016-08-13 22:17 (UTC)
Subject: (no subject)
Да, разговоры про талант приносят немало боли и тем, кто талантлив, и тем, кто не может дотянуться до таланта. И как не смягчай и не рационализируй, а все люди слишком разные. Где одним кажется, что таланта нет, для других как манна небесная, а третьи просто заблудились. Разделить эти три состояния невозможно, потому что они плотно зависят от людей, которым принадлежат. Но радует одно, в любом из этих трёх состояний можно быть счастливым и дойти до высокого уровня :)
Reply | Thread | Link



nina_kink
User: nina_kink
Date: 2016-08-13 22:38 (UTC)
Subject: (no subject)
Да! именно, у нас у всех шанс на что-то свое, если продолжать делать.
Reply | Parent | Thread | Link



Мавпочка російськомовна, 1 шт.
User: martishka
Date: 2016-08-13 22:21 (UTC)
Subject: (no subject)
Очень близко к моим мыслям-ощущениям. Всегда ведь говорят, что к врожденным способностям нужно приложить еще титанические усилия, иначе далеко не всегда талант раскрывается.
Reply | Thread | Link



nina_kink
User: nina_kink
Date: 2016-08-14 17:52 (UTC)
Subject: (no subject)
Тогда тебе будет интересна эта книга, которую я упоминаю. Я абсолютно согласна насчет усилий, и есть еще много других факторов (внешняя поддержка, среда в какой-то степени один из них).
Reply | Parent | Thread | Link



Вилли Во: Williwaw is light
User: williwaw
Date: 2016-08-15 20:36 (UTC)
Subject: (no subject)
Keyword:Williwaw is light
Надо же какое совпадение, а я как раз вчера впервые узнала о Чиксентмихайи и его исследованиях из книги "All Joy and No Fun", которую сейчас читаю)
Но грустно немного, что нет у меня неостановимого любопытства ни к какой области, прямо завидую тем, у кого оно есть.
Хочется еще пожелать тебе удачи с литературными журналами! Верю, что всё получится, и я еще буду ходить за твоими книгами в библиотеку!
Reply | Thread | Link



browse
my journal
August 2017