?

Log in

No account? Create an account
Whiplash/ Одержимость - Nina Kink
Из жизни и её окрестностей

nina_kink
Date: 2014-11-23 13:19
Subject: Whiplash/ Одержимость
Security: Public
movies, whiplash, кино, одержимость
По-русски этот фильм назвали "Одержимость" (не могу сказать, что я согласна с таким названием). Если вы не видели этот фильм, то я советую очень его посмотреть. Особенно если вас интересует музыка, джаз, природа творчества или сильные кинематографические моменты. Фильм смотрится на одном дыхании, и последняя сцена фильма станет, я уверена, классикой.



Мы вышли из кинотеатра и еще два часа спорили о том, как можно и как нельзя обращаться с талантом. (дальше будет споилер и думки про таланты).   Главный герой Whiplash - девятнадцатилетний Эндрю--мечтает стать Великим джазовым барабанщиком. Он готов, с юношеским максимализмом, принести этой мечте любые жертвы. Хотя мечта--это что-то другое... Мечта--это когда ты сидишь себе и размышляешь, как бы тебе стать великим. Эндрю работает, занимается часами, обливаясь буквально потом и кровью. Конфликт в Whiplash--это конфликт между Эндрю и руководителем студенческого оркестра в его школе. Флетчер, этот руководитель, считает, что к величию приходят через мучения и он их своим подопечным талантам создает. Страх, унижение, жесткие психологические манипуляции. Он руководствуется своим пониманием таланта: настоящий талант не убьешь, наоборот, "настоящий талант" от жести только закаляется. Конечно же, в словах Флетчера есть прекрасная правда: слова "Good job" погубили огромное количество талантов. Типа, если тебя гладят по головке, то твой путь лежит прямиком в середнячковость.

Я категорически не согласна с такой позицией, что талант только закаляется от унижений и мучений. С психопатами типа этого руководителя оркестра я сталкивалась в школе и в институте (правда, в отличие от Флетчера, у тех людей был просто снят какой-то предохранитель на психоз, они просто не видели в студентах людей, а не руководствовались какой-то благородной целью создать нового Паркера).

За два семестра в университете, в котором я учусь сейчас, у меня было два ментора, Питер в первом семестре и Гейл во втором. Мой ментор Питер--он похож чем-то на этого Флетчера из Whiplash. Разве что он не уничтожает тебя, чтобы ты стала лучше, просто режет правду матку безжалостно: "Это плохо, это плохо, это плохо, а вот это может быть хорошо, все остальное в печь". Его "молодец" значит, что да, ты блин молодец  (но не надо расслабляться). Гейл из тех, кто говорит "good job". Она тоже направляет, но по-другому: "Я не поняла вот этого, вот этого и вот этого. Ты хотела сказать вот это? Но я это не увидела, а увидела..." И ты приходишь к результату с другой стороны. В первом семестре я много поняла про художественную прозу, и я уверена, что мое понимание пришло быстрее благодаря Питеру. Но благодаря Гейл я была более продуктивной: я написала в этом семестре семь рассказов, из них три я могу полировать и пытаться пристраивать.

Это серьезный вопрос, конечно... Когда что-то делаешь, как тебе кажется, на грани, когда ты по-настоящему переживаешь за что-то, пишешь по шестандцать часов в день, а потом тебе говорят "фигня", это больно. Больно. Нужно, с одной стороны, понимать, от кого ты хочешь слышать "фигня". Доверять вкусу человека. Когда я слышала "фигня" от Питера, я понимала, что он не говорит мне этого, чтобы поиздеваться, задеть, а потому что по сравнению, скажем, с Набоковым, это действительно фигня. Если бы моя мама сказала мне "фигня" (как она много раз мне говорила про разные вещи в детстве и в юности), то мне нужно было помнить, что ее мотив--это моя самооценка, ее "фигня" это способ манипуляции, подчинения. Такой "фигне" доверять нельзя, как бы тебе не доказывали, что "это для твоей собственной пользы".  Я несколько раз, когда в юношестве пыталась тыркаться куда-то со своими стихами, получала ответ "это такая фигня, что прямо отруби себе руки". И я не знаю, чем руководствовались люди, которые писали это в ответ незнакомому шестнадцатилетнему человеку. Но все же не думаю, что любовью к искусству.

Я мальчика Эндрю из Whiplash понимаю. Его учитель, как бы он ни говорил, что он все делает во имя музыки, но он собственно музыку из музыки вынимает и замещает ее эго. А это противоречит всему в музыке и в искусстве. Про этот фильм мне несколько человек сказали, что это лучший фильм года. Так что сердечно рекомендую.

И вот небольшой разговор про этот фильм, режиссер Дэмиэн Шазелл (Damien Chazelle) и исполнители главных ролей - Джей Кей Симмонс (J.K. Simmons), Майлз Теллер (Miles Teller). Майлз, кстати, играл на барабанах сам.

Post A Comment | Share | Link






browse
my journal
September 2017